Call Center8-8000-80-81-82
  • English
    • Қазақ
    • Русский
АВТОПРОМ КАЗАХСТАНА: ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ И ПЕРЕРАБОТКА
Автомобильная промышленность в Казахстане включена в число 12 приоритетных направлений индустриального развития несырьевого сектора и является стратегически важной отраслью, которая обеспечивает трудоспособное население занятостью.

Поэтому автопром является объектом последовательной государственной поддержки. В 2019 году казахстанский автопром произвел более 50 тысяч единиц техники. Было экспортировано порядка 2,7 тысяч автомобилей. Доля автомобильной промышленности в машиностроении РК составила 26%.

Как все начиналось

В Казахстане автомобильная промышленность существует всего 16 лет. История отечественного автопрома ведет отсчет с 2003 года, когда был выпущен первый автомобиль «НИВА». Тогда объемы производства насчитывали всего несколько тысяч единиц (пик в 2010 г. - 4 тыс ед.). Линейка выпускаемой продукции была представлена лишь автомобилями марки ВАЗ. Основную часть авторынка страны занимал импорт. 

Ключевой этап развития с конкретными обязательствами предприятий стартовал с началом подписания первых соглашений о промышленной сборке моторных транспортных средств в 2010 году. Однако, как показал опыт, принятые соглашения по развитию отрасли были малоэффективны, а доля реализуемых отечественных автомобилей составляла лишь 26% в 2016 году. Требовались новые методы стимулирования. 

В этой связи Правительство РК приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, введение утилизационного сбора, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции. Была запущена программа промкооперации. 

В 2010 году в городе Костанай был открыт автомобильный завод «СарыаркаАвтоПром» по производству легковых автомобилей, коммерческой техники и автобусов. К развитию отрасли был привлечен крупный транснациональный инвестор в лице СМС-JAC Motors, который стал стратегическим партнером ТОО «СарыаркаАвтоПром». Все это стало возможным благодаря новым подходам по развитию отрасли, внедрению стимулирующих программ. 

25 августа 2011 года в рамках двусторонних переговоров между Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и Президентом Республики Корея Ли Мён Бак было подписано лицензионное соглашение о запуске новой линии мелкоузловой сборки (CKD) казахстанских автомобилей. Это был первый запуск казахстанских автомобилей методом мелкоузловой сборки. 

Что касается производства коммерческой техники, то в страну начали привлекаться глобальные игроки. Первым крупным производителем, пришедшим в Казахстан в 2005 году, стал КамАЗ. Затем открыли свое производства такие марки, как Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI и многие другие.  

В настоящее время завод сотрудничает с мировыми брендами JAC, Hyundai, Niva Chevrolet, Peugeot, Ravon, Iveco, MAN, Ankai, Yutong, УАЗ. Мощности завода позволяют производить до 100 000 единиц техники в год. На крупнейшего автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром» приходится половина от всех произведенных автотранспортных средств в РК. В текущем году костанайский завод в два раза увеличил производство до 25 802 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов на общую сумму 186 609 млн тенге. 

Таким образом, за небольшой период казахстанский автопром совершил большой рывок, выйдя на производство автомобилей мелкоузловым методом, и с каждым годом все больше повышая уровень местного содержания в продукции. 

Как результат, за короткий срок была создана целая отрасль с десятками тысяч рабочих мест с учетом смежных отраслей, регулярно пополняющая бюджет за счет налоговых отчислений. Выросло количество автопроизводителей, начала расти здоровая конкуренция.

На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств. В стране собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей, 22 мировых брендов.

Участие автопрома в госпрограмме индустриально-инновационного развития. 

За годы реализации госпрограммы индустриально-инновационного развития (с 2010 года) в стране введено свыше 130 новых машиностроительных производств на сумму порядка 400 млрд тенге. Создано свыше 14 тысяч рабочих мест. 

Эти предприятия уже освоили выпуск широкого спектра продукции (от комплектующих и запчастей до сборки высокоточной техники) и обеспечивают потребности базовых секторов экономики, таких как нефтегазовый, металлургический и агропромышленный. 

В Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг. автопром отмечен в числе приоритетных отраслей. В госпрограмме было обозначено, что мировые тренды будут способствовать развитию автомобильной промышленности Казахстана, которая потянет за собой развитие таких смежных отраслей, как металлургия, производство резиновых изделий, производство стекла, текстильная промышленность, производство электрического оборудования и приборов, НИОКР и т.д. 

На данный момент 60% реализуемых в стране автомобилей произведены в Казахстане. Средний уровень локализации автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям более 50%. 

С 2010 года удалось нарастить объемы производства в 12,5 раз (с 4 тыс ед в 2010 году до 50,4 тыс ед в 2019 году). Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 26% против 4% в 2010 году. Доля автопрома в промышленности составила 1,9%. 

В 2019 году в автомобильной промышленности было произведено 50 447 единиц транспортных средств на общую сумму 359,5 млрд тенге, ИФО составил 162,5%. В том числе было произведено 44 077 легковых автомобилей, при этом рост производства составил 46,8%. 

Соответственно, доля казахстанских автомобилей в продажах выросла до 59% (в 2018 году - 49%), 4 из 5 наиболее продаваемых автомобильных брендов в РК — отечественного производства.

Тенденции

Основными направлениями развития автомобильной отрасли в последнее время стали существенное снижение потребления горючего за счет использования новых видов топлива, применение новых конструкционных материалов, повышение комфортности; диверсификация модельных рядов, как по качественным и ценовым признакам, так и по целевому назначению. Особенностью автомобильной отрасли в последнее время стала нарастающая диверсификация модельных рядов. 

Кроме того, казахстанское автомобилестроение не отстает от общемирового тренда развития экологически чистого транспорта. В 2014 году была произведена первая партия. 15 электроавтобусов отечественного производства уже поставили на маршруты. 

В последние годы автопроизводители ведут поиски стратегических партнеров с целью получения доступа к новым рынкам, расширения своей сбытовой сети, получения новых технологий. 

Перспективы 

В текущем году в Казахстане будет начато производство более 10 новых моделей автомобилей. В краткосрочный период общий объем продукции автопрома планируется довести до 100 тыс автомобилей, из них 10-15 тыс — экспортировать в Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан и другие страны. 

Планируется открыть завод «Hyundai» мощностью 45 тыс единиц в год в городе Алматы. Завод открыт на территории Индустриальной зоны. Объем инвестиций в строительство нового завода составил 25 млрд тенге. Проектная мощность — 30 000 единиц в год.

Вторая очередь и производство первого автомобиля, выпущенного с технологическими операциями по сварке и окраске кузова, планируется в сентябре 2020 года. Предприятие позволит создать до 700 новых рабочих мест на производстве, а построение дилерской сети в регионах Казахстана положительно повлияет на развитие МСБ. 

Нужно отметить, что в конце января текущего года были подписаны соглашение о сотрудничестве между АО «Узавтосаноат» и АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», а также договор о поставке машинокомплектов автомобилей между ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «UzAuto Motors». Подписание состоялось в присутствии Премьер-министра РК А. Мамина

В перспективе в автомобильной промышленности планируется продолжить работу по увеличению доли местного содержания, путем перехода на новые соглашения о промышленной сборке транспортных средств с начала 2021 года; развивать производственную кооперацию с партнерами казахстанских автопроизводителей, в том числе по производству автокомпонентов; продолжить освоение производств электромобилей.

Подробнее: https://strategy2050.kz/ru/news/avtomobilnaya-promyshlennost-kazakhstana-proizvodstvo-eksport-i-pererabotka/


19.03.2020